Глобачев О. И.
|
|
Рубеж ХХ и XXI вв. ознаменовался не только формальной сменой дат, он характеризуется основополагающими изменениями во многих областях жизни современного общества. Эти изменения уже коснулись жизни и деятельности каждого из современников этого рубежа – его специальности, научных интересов, практической деятельности и ее перспектив. В полной мере относится сказанное и к информационной деятельности во всем ее многообразии, и эти проблемы приобретают все большую остроту по мере развития информатизации общества. Минувшее столетие, особенно вторая его половина, было поистине судьбоносным в истории информационной деятельности во многих странах и регионах мира. В нашей стране событиями ключевого значения в этой области стали: на практике – создание ГСНТИ СССР и ее подсистем, в теории – разработка научных основ информационной деятельности и формирование новой научной дисциплины – информатики, в развитии которой ведущая роль принадлежала научной школе, сложившейся в 60–70-е гг. в ВИНИТИ под руководством ее основателя, директора института профессора А. И. Михайлова. Концепции и основные положения этой научной школы получили обоснование и развитие в основополагающих трудах ее ведущих представителей А.И. Михайлова, А.И. Черного, Р.С. Гиляревского – монографиях «Основы научной информации» (1965), «Основы информатики» (1968), «Научные коммуникации и информатика» (1976). В последнее десятилетие ХХ в. этот ряд был продолжен монографией «Инфосфера», подготовленной авторским коллективом под руководством академика РАН Ю.М. Арского, возглавляющего ВИНИТИ с начала 90-х гг. В монографии получили отражение новые факты и обстоятельства, характеризующие уровень развития современной информационной науки и практики, в том числе введение в научный оборот понятия «инфосфера», обозначающего всю совокупность информационных структур, систем и процессов в науке и обществе и тесно связанного с понятием ноосферы. В исследованиях и разработках научной школы ВИНИТИ, начиная с самой первой публикации – проблемной записки «Научная информация», подготовленной под руководством А. И. Михайлова группой ученых института (1962), понятие информатики в отличие от концепций, привнесенных с Запада, не сводилось только к проблемам автоматизированной обработки информации. Она рассматривалась как комплексная научная дисциплина, связанная со многими научными областями, включая гуманитарные и общественные науки, и, прежде всего, с формирующейся другой новой научной дисциплиной: науковедением. В этих связях одно из ключевых мест всегда отводилось библиотековедению, в соответствии с чем рассматривались и связи между библиотечной и информационной деятельностью. Эта проблематика в основополагающих трудах научной школы ВИНИТИ последовательно освещалась применительно к каждому из этапов развития информационного обеспечения и обслуживания науки, техники и производства. Как же следовало бы подходить к этим вопросам сегодня, когда процессы информатизации общества обретают реальное воплощение, а исследования, связанные с грядущей эрой информационной цивилизации, ставятся на повестку дня? Представляется вполне уместным ставить вопрос уже не просто о взаимодействии и взаимодополнении библиотековедения и информатики, а о гораздо более тесной их связи в границах современной инфосферы – их конвергенции. Причем не только по отношению к науке, технике и производству, а во всем диапазоне областей и дисциплин современной науки и сфер практической деятельности. Пути, методы и конкретные результаты такой конвергенции будут определяться результатами соответствующих исследований и разработок и использованием этих результатов при решении практических задач различного уровня. В этом отношении значительный интерес представляет теоретический и практический опыт наших чешских коллег из Карлова университета в Праге. Университетским издательством «Каролинум» в 1999 г. была выпущена монография «Информация, коммуникация, мышление – введение в информационную науку» (Экспресс-информация ВИНИТИ «Информатика», № 4, 2000 г.) Ее автор проф. Иржи Цейпек в течение многих лет вел научную и преподавательскую работу на кафедре библиотековедения и научной информации университета, а в 1993 г. стал первым директором созданного на базе кафедры Института информационных исследований и библиотековедения, вновь вошедшего в структуру философского факультета. Это исследование, труды и разработки других ученых и специалистов института, среди которых видное место занимают публикации его теперешнего директора д-ра Рудольфа Власака, стали основой перестройки программ обучения и подготовки научных кадров именно в рамках конвергенции информационной и библиотечной деятельности и их научных основ – информатики и библиотековедения, вплоть до возможности получения новой ученой степени доктора информационных наук. |